Общественная палата Оренбургской области

         


НОВОСТИ



ПРЕСС-РЕЛИЗ (22. 06. 2010)

    Очередное пленарное заседание Общественной палаты Оренбургской области состоялось 18 июня в Колонном зале Дома Советов с основным вопросом «Ликвидация детской беспризорности и безнадзорности – главная задача органов государственной власти, местного самоуправления и общественности».
    В его работе приняли участие губернатор Оренбургской области Юрий Берг, представители исполнительной и законодательной власти области и города Оренбурга, министерств и структурных подразделений областного правительства, руководители общественных объединений. Вел пленарное заседание председатель региональной палаты Александр Костенюк.
    С основным докладом выступил заместитель председателя палаты Владимир Миркитанов. Он подчеркнул, что детская беспризорность и безнадзорность - масштабная, глобальная проблема, грозящая национальной безопасности. Согласно официальной статистике, в России 61 тысяча беспризорных детей. Число беспризорников достигло уровня Гражданской войны, то есть, из ста детей - двое беспризорники. Ежегодно в России появляется 120 тысяч сирот. Около 200 детей ежедневно отбираются у нерадивых родителей. Число детей, содержащихся на постоянной круглосуточной основе в интернатных учреждениях разного вида, составляет около 600 тысяч. Из них 170 тысяч – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, остальные – переданные на попечение государства по заявлению родителей. В основном это дети с ограниченными возможностями здоровья и из неблагополучных семей. Такого количества брошенных детей не было даже в послевоенные годы прошлого столетия на всей территории Советского Союза.
    В докладе было отмечено, что у нас в области, за последние годы наблюдается некоторое сокращение численности выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, если в 2007 году было выявлено 2357, то в 2009 году – 1827. Однако если в прошлые времена большую их часть составляли дети-сироты, то в последнее время наблюдается активный рост количества социальных сирот, детей, которые брошены родителями или отобраны у них. Масштабы социального сиротства огромны. Главная причина сложившейся ситуации - это произошедшая в начале 90-х годов смена общественно-политического строя, что в первую очередь отразилось на социально не защищенных слоях населения и в том числе на детях.
    По мнению докладчика, в современных условиях с одной стороны, наблюдается поворот общества и государства к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению ее значимости, с другой – происходят процессы, которые приводят к обострению семейных проблем. Это, прежде всего, падение жизненного уровня и духовности, увеличение разводов, количества неполных семей и семей с моральным неблагополучием. Растет доля внебрачных детей, брак перестает быть обязательным условием рождения ребенка. Нередко приходится встречаться с понятием «подростковое материнство» и другими серьезными проблемами.
    - Мы не ностальгируем по прежнему времени, - подчеркнул заместитель председателя палаты, - но после Великой Отечественной войны государство сумело в короткий срок ликвидировать беспризорность. Важное место в подготовке детей и подростков к жизни, ответственному выполнению гражданских обязанностей в 80-90-х годах прошедшего столетия играли и общественные формирования. В воспитании детей родителям оказывали помощь родительские комитеты, общественные инспекции по делам несовершеннолетних, женсоветы. На всех базовых предприятиях работали комиссии содействию семье и школе. Одной из главных задач, которых было повышение ответственности родителей за воспитание детей в семье. Широкое развитие в те годы получил институт общественных воспитателей, наставничества, которые осуществляли профилактическую работу и контроль над подростками, состоящими на учете, осужденными.
    Говоря о негативных процессах, пагубно влияющих на институт семьи в наше время, докладчик отметил, что продолжается активное заимствование с запада самых худших ориентиров развития. Главное получить прибыль, неважно какой ценой. В частности, во времена приватизации новые бизнесмены в первую очередь избавлялись от социальных объектов. Детсады, поликлиники, санатории закрывались, перепродавались, сдавались в аренду, в обход закона перепрофилировались. Многие заработали большие деньги на приватизации этих зданий. Только теперь заговорили об огромных очередях в детские дошкольные учреждения. Докладчик предложил органам власти разобраться по вопросам законности перепрофилирования и приватизации зданий детских садов с тем, чтобы вернуть их детям.
     Приоритет земных интересов над духовно-нравственными ценностями разрушает семьи, а утрата её воспитательных функций приводит к вступлению в самостоятельную жизнь инфантильных, нравственно и духовно неполноценных молодых людей, что, несомненно, подрывает корни благосостояния и стабильности гражданского общества.
     Поэтому, особое внимание органов власти всех уровней, учреждений системы профилактики должно уделяться своевременному выявлению семей, оказавшихся в социально опасном положении, оперативном устройстве безнадзорных детей, а также детей, занимающихся попрошайничеством.
    Одной из его главных задач, считает докладчик, должна стать сфера нравственного воспитания общества. Если областные СМИ, в том числе электронные, много внимания уделяют духовному и нравственному воспитания подростков, то на многих каналах Центрального телевидения мы видим или жестокие кровавые сцены, которые угнетают и разрушают психику, или пошлые передачи. Из того же арсенала фильм «Школа». Он наносит удар по хранителям юности, оскорбляет и унижает их, подрывает авторитет. После его просмотра юный неискушенный зритель сразу и не поймет что хорошо, что плохо. Фильм явно играет на смещение поведенческих критериев в сторону негатива. Как известно под гору всегда катиться легче, а авторы фильма подсказывают оправдание неокрепшим душам их слабости и дурные наклонности.
    Изменить ситуацию в этой сфере, по мнению докладчика, возможно только путем совместных усилий гражданского общества и государства. Первостепенную роль в этой деятельности играют общественные организации и добровольческие движения, работа которых в последнее время активизировалась. С осени прошлого года в Приволжском федеральном округе начал свою работу проект поддержки детских домов и социальной адаптации детей, оставшихся без попечения родителей, «Вернуть детство». Это комплекс действий государственных и общественных структур, направленных на позитивное изменение системы воспитания и образования детей, оставшихся без попечения родителей. На его основе в области может быть сформировано мощное добровольческое движение.
    В докладе большое внимание уделено другим путям профилактики безнадзорности и беспризорности. Это и оказание помощи в трудоустройстве на летний период и участие в работе стройотрядов, спортивных мероприятиях, и соответствующая заработная плата, и обеспечение жильем, и снятие проблемы употребления подростками спиртных напитков, токсических и наркотических веществ. Среди болевых точек, которые надо устранять государству и общественности докладчик назвал укрепление института семьи, повышение ответственности родителей за воспитание детей, систематизация соответствующих нормативно- правовых актов, касающихся предупреждения семейного неблагополучия, беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, обеспечения защиты их законных прав и интересов, и другие.
    Что касается помощи детям в сиротских учреждениях, приютах и детских домах, то заместитель председателя Общественной палаты подчеркнул, что она не может сводиться к каким-то разовым акциям и ограничиваться подарками к праздникам. Детям, оставшимся без родительской любви, заботы и тепла, необходимо постоянное общение и дружба с нами. Гражданское общество должно принять самое активное участие в осуществлении государственных программ по ликвидации детской беспризорности и безнадзорности.
     В обсуждении доклада приняли участие ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Правительства Оренбургской области Татьяна Шмелева, исполняющий обязанности министра образования Оренбургской области Вячеслав Лабузов, член Общественной палаты, заведующая кафедрой Оренбургской медицинской академии, доктор медицинских наук Альбина Вялкова, начальник управления федеральной миграционной службы по Оренбургской области Константин Духанин, руководитель Оренбургской общественной организации «Федерация пионерских и детских организаций» Елена Петрова, директор ГОУ «Зиянчуринская специализированная (коррекционная) школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Кувандыкского района Михаил Валяльщиков, заместитель главы города Оренбурга по социальным вопросам Людмила Марченко и другие.
    На заседании Общественной палаты выступил губернатор Оренбургской области Юрий Берг. Губернатор с сожалением отметил, что в регионе насчитывается 9345 детей, лишенных родительского попечения. Количество неблагополучных семей достигло более 137 тысяч. Для сравнения: эта цифра превышает число всех семей, проживающих в Новотроицке и Орске вместе взятых.
    Вопросами беспризорности и безнадзорности в области занимаются 35 учреждений социального обслуживания семьи и детей, 48 отделений, выполняющих аналогичные функции в структурах муниципальных комплексных центров. В образовательных учреждениях есть 280 штатных психологов и 251 социальный педагог, существует немало общественных формирований, специализирующихся по данной проблематике. Юрий Берг обратил внимание на то, что общее число сотрудников этих организаций на сегодняшний день примерно в 5 раз больше количества неблагополучных детей.
    Глава области поставил ряд задач, решение которых будет способствовать снятию остроты обсуждаемой проблемы. Нередко все начинается с того, что малыша просто не с кем оставить. Поэтому первая задача – сокращение очередей на устройство детей в детские и дошкольные учреждения. Порой ребенок близок к окончанию школы, а его очередь в детский сад все еще не подошла. Следует провести ревизию - подо что используются здания бывших детских садов, посмотреть есть ли возможность открыть дополнительные группы в действующих дошкольных учреждениях. Предстоит проанализировать, насколько заняты под учебный процесс помещения общеобразовательных школ, которые, подчас, полупустые. Эту работу надо провести до начала нового учебного года.
    Конечно, возврат в муниципальную собственность, ремонт и восстановление зданий бывших детских садов требует определенных затрат, как правило, по 20-30 миллионов рублей в каждом случае. Это много, но все равно гораздо меньше, чем новое строительство детских дошкольных учреждений. В связи с этим губернатор считает необходимым принятие специальной областной программы по возврату в муниципальную собственность зданий бывших детских садов, используемых в иных целях.
    Юрий Берг также сказал, что необходимо создать более благоприятные условия для посещения различных кружков, занятий спортом детей, оставшихся без попечения родителей и из семей социального риска. Он, в частности, поручил исполняющему обязанности министра молодежной политики, спорта и туризма Оренбургской области Валерию Федорову принять необходимые меры, для того чтобы, дети могли заниматься в спортивных кружках и секциях бесплатно.
    На заседании по обсужденному вопросу принято соответствующее постановление. В частности, Общественной палате РФ рекомендовано выйти с предложением в Правительство Российской Федерации о внесении изменения в статью 156 Уголовного кодекса РФ с тем, чтобы ужесточить ответственность родителей за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних. Кроме того, предложено внести изменения: в статью 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних; в Федеральный закон №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», предусматривающие нормативы условий временного пребывания ребенка в образовательной организации, медицинском или социальном учреждении, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Члены региональной палаты рекомендовали также разработать и принять федеральный закон «О патронатном воспитании» с введением понятия «Социальный патронат», как необходимой формы профилактической работы с семьей на ранней стадии ее неблагополучия.
    Предлагается внести дополнения и в Федеральный закон №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшийся без попечения родителей» и Жилищный кодекс РФ в части уточнения терминов «закрепленное жилое помещение» и «ребенок-сирота и ребенок, оставшийся без попечения родителей, не имеющий закрепленного жилого помещения», включения в число последних лиц, утративших жилое помещение в результате сноса дома, пожара, признания его не пригодным для проживания.
    Законодательному собранию Оренбургской области Общественная палата рекомендовала разработать и принять нормативные правовые акты и нормативы, определяющие порядок содержания и направления в специализированные учреждения так называемых «детей-отказников», а также закон о государственной поддержке некоммерческих организаций и стимулирования благотворительности для поддержки детей без попечения родителей.
    Правительству Оренбургской области рекомендовано: разработать и внести на рассмотрение в Законодательное собрание проект закона Оренбургской области «Об уполномоченном по правам ребенка в Оренбургской области»; разработать и принять областную целевую программу «Дети Оренбуржья» на 2011 – 2013 годы; рассмотреть возможность увеличения количества обучающихся в государственном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением «Специализированная общеобразовательная школа открытого типа (для мальчиков) Оренбургской области» в городе Соль-Илецке и открытия подобного учреждения для девочек; усилить работу первичного звена профилактики семейного неблагополучия через создание системы кризисных или социально-реабилитационных центров и другие.
    Органам местного самоуправления предлагается повысить эффективность взаимодействия всех структур и ведомств по профилактике детской беспризорности и безнадзорности, развивать социальный патронат как форму работы с семьями, нуждающимися в помощи государства, внедрить в практику работы органов и учреждений системы профилактики механизмы раннего выявления семей, находящихся в социально опасном положении, обеспечить бесперебойную работу «горячих линий» и телефонов доверия для сообщения населения о детях и семьях, нуждающихся в поддержке государства, детях, подвергающихся жестокому обращению и другие.
    В постановлении есть рекомендации для членов Общественной палаты и общественных организаций, а также средствам массовой информации. Журналистскому сообществу, в частности, предлагается определить в качестве одного из приоритетных направлений редакционной политики освещение проблем детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из обеспечения их законных прав и интересов. Кроме того, считается необходимым развернуть широкую информационную деятельность по привлечению внимания общества к положению беспризорных и безнадзорных детей и тех, кто проживает в детских домах и приемных семьях.  

__________________________________________________________________________________________________

© 2010 "Общественная палата Оренбургской области".
Создание, продвижение и поддержка сайтов - ColorVision