Общественная палата Оренбургской области

         


НОВОСТИ



ДОКЛАД Его Высокопреосвященства, Высокопреосвященнейшего Валентина, митрополита Оренбургского и Бузулукского, на выездном заседании комитета Общественной палаты Оренбургской области по вопросам межнациональных и религиозных отношений в г. Бугуруслане 19 августа 2010 г.

    
    «Роль Русской Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи»
    I. Историческая роль РПЦ вопросе духовно-нравственного воспитания молодежи.
    II. Современная ситуация и необходимость возврата общества к воспитанию молодежи в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями.
    III. Методы и способы претворения в жизнь задач духовно-нравственного воспитания молодежи.
    III.1. Внутрицерковная работа.
    III.1.1. Работа с прихожанами через проповеди и Таинства Церкви.
    III.1.2. Развитие церковных СМИ – журналов, газет, интернет-сайтов.
    III.1.3. Воскресные школы.
    III.1.4. Духовные учебные заведения: православные школы и гимназии, духовные училища, семинарии, академии, институты.
    III.1.5. Православные детские лагеря: летние и организуемые на время каникул.
    III.2. Внешнецерковная работа.
    III.2.1. Преподавание в общеобразовательных учебных заведениях предмета «Основы православной культуры».
    III.2.2. Проведение конкурсов, фестивалей, Чтений.
    III.2.3. Организация православных спортивных патриотических клубов.
    III.2.4. Духовное окормление интернатных детских учреждений, верующих в вооруженных силах, учреждениях пенитенциарной системы.
    III.2.5. Выступления священнослужителей и активных прихожан в светских СМИ.
    III.2.6. Участие в акциях, направленных на пропаганду нравственности и здорового образа жизни.
    III.2.7. Работа с учреждениями культуры.
    III.3. Влияние на духовно-нравственную составляющую политики государства на всех уровнях.
    III.3.1. Влияние на ситуацию «сверху» – на уровне церковного единоначалия – и глав государства и правительства.
    III.3.2. Влияние на ситуацию «снизу» – на уровне епархиальных архиереев, благочинных, настоятелей приходов, верующих прихожан – и законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, городов, районов, поселков.
    
     I. Историческая роль РПЦ в вопросе духовно-нравственного воспитания молодежи
    
     Уважаемые члены Общественной палаты!
    Роль Православной Церкви в духовно-нравственном воспитании молодежи трудно недооценить. Известно, что всё в жизни человека – и хорошее, и плохое начинается с младых ногтей, в семье.
    В российских семьях всё воспитание традиционно строилось именно на православной основе. Годичный круг богослужений был своеобразным стволом древа, на котором расцветали цветы праздников, листья будней, созревали плоды любви, терпения, смирения и покаяния. Весь семейный уклад был буквально пронизан православным духом – от совместных утренних и вечерних молитв и неизменного родительского благословения на сон грядущий до соблюдения постов, говения – подготовки к Причастию – и общей праздничной трапезы по окончанию постов, после участия в богослужениях на Пасху, Рождество и другие великие праздники или воскресные дни.
    
    Родительское благословение было условием бракосочетания и учения, оно давалось на путешествие или работу. Кроме этого, по всем вопросам верующие советовались и брали благословение у своих духовников, которым регулярно исповедывались и которые знали все условия их жизни и могли дать нужный совет.
    После известных событий 1917 года, когда разрушались церкви, уничтожались священнослужители, и даже была объявлена «безбожная пятилетка», традиционный семейный уклад также был разрушен. Молодые люди, в основном, больше не советовались не то, что с духовниками, порой даже с родителями, делали то, что велит партия: «Партия сказала – надо, комсомол ответил – есть!». Конечно, в «Моральном кодексе строителя коммунизма» очень многое было заимствовано именно из традиционных ценностей Православия, но без Бога далеко не уйдешь, или уйдешь совсем в другую сторону. Тем более, что семья еще и разрушалась целенаправленно. Пропагандировались свободные отношения мужчин и женщин, некоторое время можно было даже не регистрировать браки!
    
    По материалам, представленным на сайте «Уроки истории XX век» мы можем проследить процесс разрушения семьи после революции 1917 года. В частности, там пишется:
    «В противовес церковному венчанию в 1920-х гг. стали практиковаться так называемые „красные свадьбы“. Они рассматривалась, прежде всего, не как семейное, а как общественно-политическое событие, как повод для антирелигиозной агитации, и как массовое явление просуществовали до первой половины 30-х гг. 19 ноября 1926 года был принят Кодекс РСФСР о браке, семье и опеке (вступил в действие 1 января 1927 года). По этому кодексу церковный брак стал „частным делом брачащихся“, а совместная жизнь супругов без регистрации в ЗАГСе была приравнена к браку, официально зарегистрированному государством.
    В художественной литературе и кинематографе 20-х годов нет описаний свадебного церемониала, и это неслучайно. Советская семья не была самоценностью (часть большевиков ратовали за ликвидацию института семьи как такового), а воспринималась как часть коллектива единомышленников – строителей нового общества, а основная ответственность за воспитание подрастающего поколения возлагалась государством на дошкольные и школьные учреждения, призванные исправлять „негативное“ воздействие семьи на формирование личности ребенка.
    Тем не менее, уже к 1930-м годам большевики оказались вынуждены отказаться от радикализма в темах семьи и отношений полов. 20 марта 1933 года в дополнение к Кодексу была принята Инструкция о порядке регистрации актов гражданского состояния (вступила в силу 29 августа 1937 года), а 27 июня 1936 года – постановление ЦИК и СНК СССР „О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводах“.
    Законодательство 1936 года, по сути, восстановило, хотя и в новых формах, дореволюционный институт семьи. Идеология „пролетарского брака любви“ потерпела фиаско.
    С 1945 г. брак без регистрации в органах ЗАГС стал официально называться „сожительством“, этот термин просуществовал до конца 1990-х годов – лишь в последнее десятилетие употребляется выражение "фактический брак"». (Конец цитаты.)
    
    С возвращением нашего российского общества к свободе вероисповедания картина начала меняться в лучшую сторону, но очень медленно и в масштабах всего населения страны малозначительно. Причин к этому несколько. Первая – утрата самой семьей, внутри семьи, навыков православной жизни: молитвы и смирения, послушания друг другу и терпения. Вторая – очень малое по сравнению с увеличившимся населением страны, число храмов и священников. Они уже не могут, как прежде, знать жизнь всех до одного своих прихожан и давать советы каждому. Третья причина кроется в инертности системы общего школьного образования, где до сих пор учат, что человек произошел от обезьяны…
    В документе, которым руководствуется Русская Православная Церковь в своей социальной работе – это «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», в главе «Светские наука, культура, образование», как раз об этом говорится следующее:
    «С православной точки зрения желательно, чтобы вся система образования была построена на религиозных началах и основана на христианских ценностях. Тем не менее, Церковь, следуя многовековой традиции, уважает светскую школу и готова строить свои взаимоотношения с ней, исходя из признания человеческой свободы. При этом Церковь считает недопустимой намеренное навязывание учащимся антирелигиозных и антихристианских идей, утверждение монополии материалистического взгляда на мир. Не должно повторяться положение, характерное для многих стран в ХХ веке, когда государственные школы были инструментами воинственно-атеистического воспитания. Церковь призывает к устранению последствий атеистического контроля над системой государственного образования». (Конец цитаты.)
    Поэтому на современном этапе развития нашего российского общества роль, которую должна играть Церковь в духовно-нравственном воспитании молодежи, возросла еще больше. По сути, ей приходится восстанавливать и заново строить веками складывавшийся и разрушенный большевиками институт семьи, без которого, как все теперь уже убедились, воспитание нравственной личности очень затруднительно, скорее, просто невозможно.
    
    II. Современная ситуация и необходимость возврата общества к воспитанию молодежи в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями
    
    Уважаемые члены Общественной палаты!
    Думаю, нет необходимости подробно освящать в нашем докладе современную ситуацию в молодежной среде, на заседаниях Общественной палаты об этом говорилось неоднократно. Мы обсуждали темы детской беспризорности и безнадзорности, наркомании и алкоголизма, проблемы гражданского общества по воспитанию духовно-нравственных ценностей у населения области. Мы даже давали рекомендации по последнему вопросу и обсуждали их исполнение.
    Необходимость возврата общества к воспитанию молодежи в соответствии с традиционными духовно-нравственными ценностями, по-моему, уже очевидна для всех. Конечно, если все действительно хотят видеть нашу великую Родину – Россию и нашу малую родину – Оренбуржье, сильными, мудрыми, имеющими будущее.
    
    Пожалуй, можно упомянуть здесь лишь один недавний пример вопиющей безнравственности, ее апогей – деятельность так называемой секты «самосовершенствования», раскрытой этим летом правоохранительными органами нашей области.
    7 июля 2010 года в прессе появилось сообщение, что «в Оренбурге сотрудниками ФСБ и Следственного комитета при прокуратуре РФ задержаны 150 сектантов, которые занимались развращением маленьких детей.
    Сами следователи прокуратуры и ФСБ, которые вели наблюдение за организатором секты с сентября 2009 года, были шокированы тем, что происходило в этой подпольной организации. Собрания, на которых ученики младших классов и детсадовцы читали нецензурные стихи и смотрели на стриптиз, сектанты снимали на видео. В секте существовало несколько групп: младшая, в которую входили дети в возрасте от 3 до 6 лет; средняя – дети от 6 до 9 лет; и старшая – от 14 и до 50 лет.
    В течение 17 лет (подумайте только – 17 лет!!!) секта существовала под вывеской Оренбургского городского фонда самосовершенствования. Возглавлял секту бывший врач-психиатр. Под предлогом оказания психологической помощи и решения личных проблем он сумел вовлечь в свою организацию более 150 жителей Оренбурга. Все они – работники социальной, банковской сфер. Сектанты приводили туда своих детей, с которыми совершались настоящие оргии. Располагалась секта в четырехэтажном коттедже со специально оборудованным бункером в одном из элитных районов Оренбурга.
    Свою деятельность сектанты тщательно скрывали, поэтому оперативники долгое время не могли выйти на их след. Теперь стало известно, что так называемые „сессии“ участников секты проходили в обычных школах, домах культуры и детских лагерях. Организатор просто платил за аренду и за закрытыми дверями устраивал что хотел. Сейчас в отношении организатора и идейного вдохновителя секты возбуждено уголовное дело.
    По данным оперативников, на самом деле в этой организации состояло гораздо больше людей. Кто из них был соучастником организатора, а кто жертвой жестокого эксперимента – предстоит выяснить следствию». (Источники: сайты Лайф ньюс, Общая газета и другие.)
    
    Страшен смертный грех прелюбодеяния, но еще страшнее растление малолетних. Сказано в Евангелии от Матфея (гл 18, ст.1-9):
    «1. В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: кто больше в Царстве Небесном?
    2. Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них
    3. и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное;
    4. итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном;
    5. и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает;
    6. а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской.
    7. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.
    8. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;
    9. и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную».
    К сожалению, стоит отметить удивительное лицемерие некоторых интернет-порталов. Сообщая об этом вопиющем факте, естественно, с негативной окраской, они, тем не менее, не убирают со своих страниц, тут же расположенных, малопристойные фотографии – с этим пришлось столкнуться нашим помощникам, которые искали материал про секту.
    А что это, как не пропаганда безнравственности? И, очевидно, за все это кто-то им неплохо платит… У нас нет цензуры, но уже многие имеют такое мнение, что пора бы ее и ввести. Напомню, что как раз в нашем ежегодном докладе Общественной палаты за 2009 год: «СОСТОЯНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ» было отмечено следующее: «По данным социологических исследований, 76% россиян считают, что прессе в той или иной форме нужна цензура. Под этим они понимают, в первую очередь, фильтр, призванный оградить от насилия и пошлости на страницах газет, теле- и радиоэфире, от неприкрытой пропаганды порочного образа жизни, в котором главенствующее место занимают праздные элитные тусовки. В этом же ряду – пропаганда безнравственного поведения „звезд“, как зарубежных, так и отечественных». (Конец цитаты.)
    К сожалению, кроме констатации фактов, пока дело дальше не идет.
    
    В связи с этим как не вспомнить недавнее Первосвятительское слово Святейшего Патриарха Кирилла, произнесенное им во время пастырской поездки по Украине в конце июля этого года, после освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора в Одессе. Цитирую:
    «Почти три четверти века тому назад все это благолепие, которое потрясает воображение даже наших современников, было разрушено безжалостной рукой. И когда взираешь на эти вновь восстановленные стены, на эту былую красоту, вновь явленную в дни сегодняшние, то возникает вопрос, от ответа на который зависит очень многое в нашей современной жизни и в нашем будущем: за что это нам, Господи? Почему все это произошло?.. Какой сокрытый смысл таится в трагической истории народа нашего?
    И ответить на этот вопрос истинно, правдиво и спасительно для душ наших мы можем только в свете слова Божия. Господь словами апостола в книге Деяний говорит нам: «Бог… не в рукотворенных храмах живет» (Деян.17:24). А апостол Павел в Послании к Коринфянам, как бы продолжая эту мысль, утверждает: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог» (1 Кор.3:16-17).
    Вся наша историческая трагедия не может быть отлучена от Промысла Божия. То было Божие наказание народу нашему – и взорванные храмы, и сокрушенные кресты были видимым знаком этого наказания. Бог как бы видимым образом уходил из нашей истории, предоставляя нас самим себе, ибо во имя свободы, во имя того, чтобы полностью, безгранично и безавторитетно управлять своей жизнью, мы и разрушали святыни.
    Бог не в рукотворных храмах живет, и никакое внешнее благочестие, никакие величественные стены, никакое обилие позолоты не спасает человека, если он не становится храмом Божиим, вместилищем Духа Святого.
    Вот почему, строя храмы, нельзя не жить по Божию закону; лучше тогда вообще храмов не возводить. Когда мы строим Божии храмы, а живем как язычники, тогда рано или поздно гнев Божий проливается на людей. Не так ли было в те времена, что предшествовали разрушению храмов? Многим казалось, что мы живем в Святой Руси, но разве по Божию закону строилась жизнь людей? Как много безверия, зла и противоречий накапливалось в нашем народе, который, в конце концов, возжелал все эти противоречия разрешить без Бога, опираясь на разум и свободу человека! Мы знаем, чем все закончилось.
    Но, наверное, не только жизнь народа, из которой уходило благочестие, стала причиной нашей исторической трагедии; было еще безбожие и богоотступничество интеллигенции – той самой прослойки, которая горделиво присваивала себе право определять судьбу и жизнь народа, которая, заразившись безбожием, некритически восприняв веяния извне, отдала свой разум и сердце тем самым учениям, которые исторгали Бога из человеческой жизни. Разве эти мудрецы века сего, заведшие народ наш на тонкий лед погибели, не были наказаны силой Божиего правосудия? За богоотступничество Бог отступил от людей подобно тому, как в древнем Израиле Бог отступался от Своего избранного народа всякий раз, когда тот предавал Бога…
    …Если мы забудем историю Ветхого Завета и сравнительно недавнюю историю, через которую прошел наш народ, впавший в богоотступничество, то, по поговорке нашей, мы вновь наступим на те же самые грабли, вновь повторим ту же самую ошибку. В нынешних условиях ее последствия могут быть куда страшнее, ибо сегодня, когда все народы пришли в соприкосновение и мир становится единой семьей, богоотступничество в масштабах всего человеческого рода означает конец человеческой истории…
    Сегодня никто нас не принуждает отказываться от Бога, никто не предлагает построить видимых истуканов, никто не предлагает идеологических схем, которые были бы обязательными для всего народа. Сегодня происходит нечто не менее опасное – воздвигается невидимый золотой истукан, и ему начинают поклоняться люди, забывая о Боге и о Божией правде. Сила денег и сила власти так будоражат сознание человека, что иногда все силы отдаются стяжанию богатства и власти, и куда-то далеко на периферию уходит духовная жизнь человека с размышлениями о Боге, о своем предназначении, о цели бытия, о нравственной ответственности, о смысле человеческой жизни. А вместе с этими размышлениями уходит и потребность обратиться к Богу с молитвой, покаяться пред Ним в своих грехах и попросить у Него помощи, чтобы вернуться на тот путь, который только и является путем жизни». (Конец цитаты.)
    
    III. Методы и способы претворения в жизнь задач духовно-нравственного воспитания молодежи Уважаемые члены Общественной палаты!
    У Русской Православной Церкви за ее тысячелетнюю историю наработан большой опыт воспитательной работы. Мы можем и должны пользоваться им и теперь, конечно, с учетом реальной действительности.
    В нашей епархии есть специальный Отдел по делам молодежи, который возглавляет настоятель храма свв. бесср. Косьмы и Дамиана п. Каргала Оренбургского района иерей Константин Баринов. Но это не значит, что молодежью занимается только один этот отдел. По сути, все существующие на сегодня епархиальные отделы так или иначе или привлекают к своей работе молодых людей или ведут свою работу в молодежной среде. Это:
    – Отдел религиозного образования и катехизации.
    – Отдел по канонизации новомучеников и исповедников.
    – Отдел по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями.
    – Отдел по тюремному служению.
    – Отдел культуры.
    – Социально-миссионерское благочиние.
    – Епархиальная паломническая служба.
    – Пресс-служба.
    Все используемые сегодня Церковью методы и способы можно условно разделить на три большие категории, это:
    1) внутрицерковная работа,
    2) внешнецерковная работа,
    3) влияние на духовно-нравственную составляющую политики государства на всех уровнях.
    Остановимся на них подробнее.
    
    Внутрицерковная работа включает в себя:
    1. работу с прихожанами через проповеди и Таинства Церкви,
    2. развитие церковных СМИ – журналов, газет, интернет-сайтов,
    3. работу воскресных школ,
    4. работу духовных учебных заведений: православных школ и гимназий, духовных училищ, семинарий, академий, институтов,
    5. работу православных детских лагерей: летних и организуемых на время каникул, в том числе зимних.
    
    Работа с прихожанами… Какую ассоциацию порой вызывает само это слово – «прихожане»? Женщины в платочках, в основном пожилые, ну, может быть мужчины с бородой? Да, молодежи в наших храмах пока немного, меньше, чем хотелось бы, но она есть. Есть и дети. Дети и внуки есть и у постоянных прихожан, и получается, что опосредованно Церковь работает и с ними. А это уже не какая-то малая часть общества, это и есть само наше российское общество, в котором верующие люди и их семьи должны стать «солью земли» и «светом мира» по словам Христа в данных Им народу заповедях блаженства (Евангелие от Матфея, глава 5, ст. 13-17):
    «13. Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям.
    14. Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
    15. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
    16. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
    
    1. Работа с прихожанами через проповеди и Таинства Церкви – это самая традиционная для нас деятельность. За истекшие века она почти не претерпела никаких изменений, разве что лишь тем для проповедей стало больше, поскольку Церковь не может и не должна оставаться в стороне от событий современной жизни общества, особенно таких, как, допустим, стихийные бедствия и засуха этого лета.
    Современность требует от священнослужителей, пожалуй, как никогда, еще большего внимания к самому себе, своему нравственному облику. Для нынешнего доклады мы подготовили небольшую выдержку из документа более чем шестидесятилетней давности, актуального и сегодня. Это «Памятка пастырю», составленная в 1947 году архиепископом Чкаловским и Бузулукским (так тогда называлась наша епархия) Мануилом (Лемешевским, †1968). И мне сейчас подумалось, что требования, которые здесь предъявляются к священнику – духовному пастырю, в принципе, можно было бы предъявить и к руководителям всех уровней, преподавателям, воспитателям, ведь все они на виду, а будучи безнравственным, нельзя научить молодежь нравственности.
    Итак, вот что писал владыка Мануил о том, каким должен быть пастырь:
    п. 1. Во всех своих отношениях и действиях «будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте (1 Тим.4:12), дабы мог сказать с Апостолом Павлом: «Умоляю Вас, подражайте мне, как я Христу» (1 Кор.4:16).
    п. 3. Пастырь – это человек чести, человек, на которого можно положиться, человек, словам которого верят и можно и должно верить.
    п. 5. Пастырь – неподкупен, он живет открыто, сообразуя свою волю с волею Божественною.
    п. 6. Пастырь – олицетворение умеренности во всем, главным образом в одежде, пище и питии. Поэтому он не должен позволять себе такие излишества, как винопитие и табакокурение, и эту борьбу за трезвую жизнь должен вести среди своих прихожан.
    п. 10. «Помни, что излишняя строгость с окружающими явится выражением твоей духовной слабости».
    Интересно и поучительно, не правда ли?
    
    2. Развитие церковных СМИ – журналов, газет, интернет-сайтов – не настолько традиционная деятельность, но именно она показывает, что Церковь действует в своих воспитательных целях сообразно требованиям времени.
    Только за прошлый, 2009 год, по данным епархиального годового отчета, епархией, приходами или другими епархиальными учреждениями было выпущено:
    – 4 журнала общим тиражом 22 000 экз.
    – 4 газеты общим тиражом 158 240 экз.
    1. Журнал «Оренбургские епархиальные ведомости». Официальный печатный орган Оренбургской и Бузулукской епархии.
    2. Журнал «Лествица». Православный социально-миссионерский журнал.
    3. Журнал Саракташского благочиния «Православный Духовный Вестник».
    4. Журнал Оренбургской епархиальной православной гимназии им. св. прав. Иоанна Кронштадтского «Светлячок».
    5. Газета Орского благочиния «Жизнь во Христе – слово о вере».
    6. Газета Бугурусланского благочиния «Бугурусланский православный вестник».
    7. «Православное слово» – приложение к газете «Металлург» г. Медногорска.
    8. «Православные вести Адамовского района» – приложение к районной газете «Целина».
    
    В последние три года активно работает официальный сайт епархии: www.oepress.ru. С 2009 года на сайте существует интерактивная страница «Консультация», где посетители сайта могут задать вопрос священнику или сотрудникам епархии. Здесь много вопросов и от молодежи.
    Кроме официального сайта епархии, в каталоге православных сайтов «Христианство.ру» (http://www.hristianstvo.ru) в прошлом году насчитывалось еще восемь сайтов, относящихся к Оренбургской и Бузулукской епархии РПЦ. Число сайтов постоянно увеличивается. На сегодня действует и в разработке более полутора десятков сайтов отдельных приходов, монастырей и обителей епархии. Конечно, рано говорить о завоевании интернет-пространства, но, по крайней мере, у молодых людей появился выбор.
    Если же рассматривать издательскую деятельность не только в рамках нашей Оренбургской и Бузулукской епархии, то она довольно внушительна. Есть уже очень много православных сайтов, есть издания, например, журнал «Фома», адресованные именно молодежи, только идущей к вере, сомневающейся, а это особенно важно.
    
    3. Третья часть внутрицерковной работы – воскресные школы.
    В прошлом году при приходах работало около шестидесяти воскресных школ. С увеличением числа действующих храмов их число тоже будет увеличиваться. В зависимости от возможности прихода – а как вы понимаете, у городских и сельских приходов совершенно разные возможности – в них обучаются от 6 до 100 человек. Чаще это дети, но есть воскресные школы и для взрослых. В этих школах учащиеся познают не только основы Православия, но и, конечно, учатся распознавать добро и зло, грех и добродетель.
    4. Конечно, наиболее плодотворно воспитательную работу с детьми и молодежью можно проводить в специальных духовных учебных заведениях Православной Церкви: православных школах и гимназиях, духовных училищах, семинариях, академиях, институтах.
    В нашей епархии на сегодня действуют:
    – Оренбургская Духовная семинария в Оренбурге на ул. Челюскинцев, в историческом здании семинарии,
    – Оренбургское Епархиальное Духовное училище при Свято-Троицкой Обители Милосердии в п. Саракташ,
    – Оренбургское духовное епархиальное девичье училище при Православном сестричестве храма св. вмч. Димитрия Солунского г. Оренбурга, ул. Попова, 98
    – Православная гимназия им. св. прп. Сергия Радонежского при Свято-Троицкой Обители Милосердия, п. Саракташ,
    – Православная гимназия им. св. прав. Иоанна Кронштадтского, г. Оренбург,
    – Православная гимназия им. св. Царственных Страстотерпцев, г. Орск,
    – Иоанно-Богословская основная общеобразовательная школа при Спасо-Преображенском Бузулукском мужском монастыре, г. Бузулук.
    Как показывает опыт работы православных школ и гимназий, число их крайне мало, явно недостаточно и не обеспечивает всех потребностей в получении образования для жителей области. Желающих поступить десятки, особенно в крупных городах, но школы и гимназии не имеют государственной поддержки, ютятся порой в приспособленных помещениях и не могут увеличить число учеников. Лишь в этом году, кажется, разрешается вопрос с предоставлением большого помещения для нашей Оренбургской епархиальной православной гимназии. Но ремонт этой бывшей школы гимназии придется делать самой, искать спонсоров, благотворителей, что сейчас, в условиях кризиса, довольно сложно.
    Хотелось бы найти понимание и поддержку в этом вопросе со стороны местной власти – на всех уровнях, от областного до районного и поселкового. Потому что, как мы уже отмечали, говоря о прихожанах, дети, обучающиеся в православных учебных заведениях, не с Луны упали – это такие же россияне, это дети налогоплательщиков, жителей нашей области. Когда они вырастут, государство не преминет заявить на них свои права: мальчики должны будут отслужить положенный срок в армии, а потом трудиться, как говорится, «на благо общества», станут отцами; девочки станут матерями, а также специалистами, рабочими и служащими и так далее. Когда же речь идет об их обучении, если дети ходят в православную школу или гимназию, то получается, что это дело только Церкви…
    Что же касается Духовных училищ, семинарий и академий, то здесь у молодых людей и девушек гораздо больший выбор, поскольку они могут поступить в любое духовное учебное заведение Московского Патриархата, причем, не только в России.
    
    5. Церковь организовала и уже много лет проводит еще одно направление внутрицерковной работы: православные детские лагеря, как летние, так и организуемые на время каникул, в том числе зимних.
    Вся жизнь лагеря строится на основе православных традиций – совместная молитва утром, вечером, перед трапезой и после нее, участие в молебнах и богослужениях в расположенных рядом храмах, и так далее. В таких лагерях отдыхают, в основном, дети прихожан, учащиеся воскресных школ и православных общеобразовательных школ и гимназий. Некоторые из них, к тому же, носят военно-патриотическую направленность. Так, с этого года руководитель епархиального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, благочинный Гайского округа, настоятель храма св. прав. Иоанна Кронштадтского г. Гай протоиерей Димитрий Солонин организовал детский православный спортивный лагерь «Мономах». С 2002 года у села Черный Отрог Саракташского района на живописном берегу реки Сакмары работает детский православный лагерь «СВЕТОЧ». В этом году он принимал на отдых всех детей, желающих приобщиться к православным, историческим и культурным традициям России. Несколько лет в Соль-Илецке на базе местной здравницы отдыхают в православном лагере «Купель» ученики Оренбургской епархиальной православной гимназии. С этого года начал действовать православный летний лагерь в Ташле и так далее.
    Все это – неотъемлемая часть воспитательной работы Православной Церкви.
    
    Второе направление – это внешнецерковная работа, она включает в себя:
    
    1. Преподавание в общеобразовательных учебных заведениях предмета «Основы православной культуры» (этот вопрос широко и неоднократно обсуждался, поэтому здесь мы не будем его касаться).
    
    2. Проведение олимпиад, конкурсов, фестивалей (таких, как олимпиада по предмету «Основы православной культуры», конкурсы: «Православная инициатива», «Светлое Христово воскресение», «Святые заступники Руси», «За нравственный подвиг учителя», «Серафимовский учитель» и других), Чтений (международных Рождественских в Москве и межрегиональных Богородице-Рождественских в Оренбурге) – этой работой, в основном, занимается епархиальный Отдел по религиозному образованию и катехизации.
    Надо отметить, что подобные конкурсы и фестивали получили большой отклик. Причем, не только среди учащихся и учителей епархиальных, но и общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, что особенно ценно в вопросе духовно-нравственного воспитания молодежи. Победители наших олимпиад и конкурсов затем становятся победителями или призерами и аналогичных всероссийских конкурсов.
    
    3. Организация православных спортивных патриотических клубов и участие в спортивных мероприятиях – еще одно направление воспитательной работы вне церковных стен.
    Начиная с 2002 года по настоящее время областным спорткомитетом, а затем – министерством по физической культуре, спорту и туризму Оренбургской области – совместно с Оренбургской и Бузулукской епархией было проведено много спортивных мероприятий, в том числе всероссийского ранга. И это сотрудничество приносит благие плоды. Руководители спорткомитета хорошо понимают, как много дает обращение к духовной составляющей в воспитании молодого человека не только как спортсмена, но и как гражданина России. С другой стороны, присутствие священников епархии на спортивных соревнованиях – это большой шаг вперед в том соработничестве Церкви и государства, о котором много говорят, но порой не знают, как достичь его на практике.
    Как известно, еще святой преподобный Сергий Радонежский благословлял на борьбу против врагов Руси двух своих монахов, известных теперь всем святых воинов Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю). Но ведь воспитание настоящих воинов начинается с детства. Так где же, как не на спортивных состязаниях, одухотворять и направлять к высоким помыслам ум и чувства наших будущих защитников?
    В Оренбурге теперь уже привычными стали молебны перед началом соревнований, в организации которых участвует Церковь. И юные спортсмены становятся серьезными и, кажется, начинают понимать, что рукопашный бой – это не только спорт ради достижений… Как известно, без Веры за Отечество постоять трудно.
    На сегодня в области существуют два православных спортивно-патриотических клуба – это «Мономах» в Гае (руководит протоиерей Димитрий Солонин) и имени св. блгв. князя Александра Невского сначала в Беляевке, а затем и в Оренбурге (руководит иерей Александр Азаренков). По сути, именно этот клуб Александра Невского – перерос в большой и социально-значимый для нашей области проект – комплекс «Форпост».
    Пожалуй, на сегодня это самый крупный проект, осуществляемый епархией – строительство Детского православного патриотического комплекса «Форпост» имени св. блгв. кн. Александра Невского и св. прп. Илии Муромца в поселке Весенний Оренбургского района. Воспитываться в комплексе будут мальчики в возрасте от 7 до 17 лет, взятые по их желанию из детских домов нашей области. Комплекс рассчитан на 96 воспитанников. Мы надеемся, что в стенах комплекса будут вырастать достойные граждане России, надежные защитники Отечества. Строительство комплекса на берегу Урала – реки, разделяющей Европу и Азию, и в то же время соединяющей их, глубоко символично. Дети, которые будут тут воспитываться, вырастая, тоже станут перед выбором, перед необходимостью стать «собирателями земли российской», ее защитниками, поэтому особенно важно, что воспитание будет включать в себя, кроме физической закалки, нравственную и духовную составляющие.
    
    С этим направлением работы логично связано и еще одно:
    4. Духовное окормление верующих в Вооруженных Силах, интернатных детских учреждений, учреждений пенитенциарной системы. Этим занимаются два епархиальных отдела: по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, по тюремному служению и Социально-миссионерское благочиние.
    Так, протоиерей Димитрий Солонин, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и его помощники неоднократны выезжают в командировки на Северный Кавказ. Кроме этого, поскольку Оренбуржье теперь стало приграничной территорией, они работают и с пограничниками, совершают освящение погранзастав, техники и оружия, проводят беседы с личным составом Отделов внутренних дел, с призывниками на призывных пунктах и во время принятия присяги, организуют панихиды в памятные дни, а в дни профессиональных праздников выступают с поздравлениями как в СМИ, так и в подразделениях.
    Во всех исправительно-трудовых учреждениях, находящихся на территории Оренбургской епархии, имеются храмы, часовни или молитвенные комнаты, послушание в которых несут клирики Социально-миссионерского благочиния. В ИК 25/8 г. Оренбурга осуществляется дистанционное обучение заключенных по двухгодичному курсу «Основы православной культуры» от Православного Свято-Тихоновского Богословского Университета.
    Это же благочиние проводит окормление детских закрытых интернатных учреждений, посещает их во время Великого поста со святыми мощами – это традиционное мероприятие проводится в епархии с 2006 года – по пенитенциарным и с 2007 года – по всем социальным учреждениям области.
    Работу в детских интернатных учреждениях ведут также и настоятели некоторых приходов, на территории которых есть такие детские дома. Особенно активно в нынешнем году в этом направлении работает православный культурно-методический центр «Слобода». Его сотрудники выезжают с проповедями и концертами духовной песни в детские лагеря, больницы, интернаты и так далее.
    
    5. В современных условиях внешнецерковная, как мы ее обозначили, работа невозможна без регулярного выступления священнослужителей и активных прихожан в светских СМИ.
    Примером в этом всем нам является деятельность Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Его телевизионное «Слово пастыря» уже многие годы с нетерпением ждут, смотрят и слушают миллионы россиян. Святейший регулярно высказывается по тем или иным актуальным проблемам современности, будь то небывалая засуха этого года или проблемы нравственности в молодежной среде. Поэтому, кроме собственно наших, церковных СМИ, священнослужители и прихожане выступают с интервью, статьями в светских СМИ области.
    
    6. Также активно все они принимают участие в акциях, направленных на пропаганду нравственности и здорового образа жизни.
    Наш епархиальный Отдел по делам молодежи уже не первый год поддерживает акцию «За жизнь – против абортов». На базе Введенского прихода г. Оренбурга (настоятель – протоиерей Димитрий Сурай) действует центр борьбы с наркоманией и алкоголизмом. В течение последних лет неоднократно проводились семинары на эту тему с привлечением священнослужителей из подобных же центров г. Москвы (лекции православного психолога иерея Андрея Лоргуса, участие молодежи в проекте Международной Гуманитарной Организации «World Vision Internatiolal», направленном на профилактику ВИЧ, СПИД, ИППП, посредством проповеди о целомудрии и воздержании).
    Большую работу по возвращению к нормальной жизни молодых людей, имеющие эти греховные привычки – наркомания и алкоголизм – ведут такие подразделения наших приходов, как приют для лиц без определенного места жительства при приходе св. вмч. Георгия Победоносца г. Орска (настоятель – благочинный Орского округа протоиерей Сергий Баранов), Свято-Троицкая Обитель Милосердия п. Саракташ (настоятель – благочинный Саракташского округа протоиерей Николай Стремский, сам вместе со своей женой – матушкой Галиной усыновивший и взявший под опеку более 70 детей из детдомов области и России) и другие.
    Кстати, совсем недавно, в начале августа, по инициативе протоиерея Сергия Баранова в селе Херсон Гайского района под эгидой Православной Церкви был проведен фестиваль авторской песни «Оренбургская степь».
    Еще одно мероприятие, его можно назвать нарождающейся доброй традицией – отмечаемый в России 8 июля, в день памяти святых благоверных Петра и Февронии Муромских, новый государственный праздник – День семьи, любви и верности. В этом году на мероприятиях по этому поводу с добрыми пожеланиями и напутствиями к молодежи выступил секретарь епархии протоиерей Евгений Сироткин.
    Епархиальный Отдел по делам молодежи только в прошлом году, кроме мероприятий, посвященных православным праздникам, провел еще множество встреч, лекций, бесед, паломнических поездок. Это, в частности:
    - В день Обрезания Господня после молебна на начало Новолетия в ОГУ прошла беседа с молодежью о «Временах и сроках в жизни христианина».
    - В память блаженной Ксении Петербургской после богослужения состоялась беседа о смысле брака.
    - Акция «За жизнь», бесплатное распространение листовок и буклетов в поддержку семьи и семейных ценностей.
    - Участие молодежи в проекте Международной Гуманитарной Организации «World Vision Internatiolal», направленном на профилактику ВИЧ, СПИД, ИППП, посредством проповеди о целомудрии и воздержании.
    - Пасхальный концерт для воспитанников коррекционной школы-интерната пос. Краснохолм.
    - Участие молодежи в Областном Пасхальном концерте.
    - Творческий вечер авторской поэзии с участием кандидата философских наук и поэта А. А. Мишучкова.
    - Встреча в день памяти апостола Иоанна Богослова для обсуждения и анализа таких произведений, как «Смысл любви» Соловьева, «О любви» Льюиса и «Гимна любви» ап. Павла.
    - Совместный просмотр премьеры фильма «Принц Каспиан», обсуждение творчества Льюиса.
    - Просмотр и анализ фильма «Гибель империи. Византийский урок», беседа с зав. кафедрой Всеобщей истории государственного образовательного учреждения «Оренбургского государственного университета» Н. А. Смирновой.
    - Участие сотрудников Отдела в работе православного лагеря «Светоч» на базе храма Иоанна Богослова с. Черный Отрог.
    - Вечер, посвященный теме «Искусство святости» в монументальном труде Н. Е. Пестова «Современная практика православного благочестия» в день Всех Святых.
    - Участие в православных молодежных фестивалях и работе лагеря «Братья» в Киеве, на Украине.
    - Вечер, посвященный памяти святых покровителей супружества Петра и Февронии Муромских, просмотр видео-лекции Е. А. Авдеенко «Как правильно выйти замуж?»
    - В праздник Положения Честной ризы Господа нашего Иисуса Христа, диспут по поводу просмотренного фильма «Лютер». Суть диспута: «Святыня и человек».
    - Организация и проведение благотворительной акций – сбора вещей, канцтоваров для детей из малоимущих семей «Мир дому вашему».
    - В день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии проведен вечер «Христианские добродетели, актуальность в XX веке».
    - В день памяти преподобных Кирилла и Марии, родителей прп. Сергия Радонежского проведена беседа о воспитании и заслушана, с последующим обсуждением, аудио-лекция А. И. Осипова.
    - Установлено тесное сотрудничество с санаторием-профилакторием ГОУ ОГУ, постоянно в дар санаторию для отдыхающей и лечащейся там молодежи передается духовная литература, аудио и видео-диски православного содержания.
    - Обсуждение литературного произведения и фильма американского писателя Дэна Брауна «Ангелы и демоны» в свете вопроса «Наука и Религия».
    - По просьбе православной молодежи организован просмотр фильма П. Лунгина «Царь». После просмотра состоялась встреча, посвященная анализу «историчности» фильма и «культу святости» Иоанна Грозного среди псевдохристиан.
    - Ряд встреч посвященных творчеству Клайва Стейплза Льюиса; заслушаны выступления о христианских мотивах и рассуждениях в его произведениях «Письма Баламута», «Расторжение брака», «Просто христианство», «Размышления о псалмах», «Четыре любви».
    - Отделом был изучен и рекомендован для семейного просмотра фильм Роберта Земекиса «Рождественская история».
    - Организация и проведение благотворительной акции «Из добрых рук – с любовью», сбор вещей, канцтоваров, игрушек, покупка сладостей и новогоднее-рождественских подарков для детей с ограниченными возможностями.
    - Организация совершения панихиды по убитому священнику Даниилу Сысоеву. Проведен вечер его памяти, рассмотрены его известные работы.
    - Встреча любителей знаменного пения, служба со столповым пением.
    - Заслушана «Рождественская оратория» епископа Венского и Австрийского Илариона (Алфеева).
    На протяжении года на базе храма св. мц. Татианы желающим молодым людям была представлена возможность посетить лекции православного психолога иерея Андрея Лоргуса, и получить сертификат ресурсного образовательного центра «Собеседник» по программе, обучающей оказанию психологической поддержки и духовной помощи ВИЧ-инфицированным, больным СПИДом и их близким.
    
    7. Еще одно направление работы было подсказано самой жизнью. Многие учреждения культуры с большой охотой внедряют в свою практику новые для них и основной массы нашего населения, а вообще-то, старинные, традиционные праздники. Это Рождественские и Пасхальные утренники для детей и молодежи, народные празднования Троицы и Дня семьи, любви и верности и так далее. А по каким сценариям проводить праздники, как это сделать правильно и так скажем, корректно и с церковной, православной точки зрения?
    Эти вопросы, задаваемые священнослужителям, и привели к созданию подразделения Социально-миссионерского благочинного округа епархии – Православного культурно-методического центра «Слобода». Он и проводит подобную методическую работу с учреждениями культуры. Работа, начатая по их инициативе с художественными коллективами, теперь обрела далеко идущие планы и цели. Они таковы:
    • через совместную работу проводить ненавязчивую катехизацию участников;
    • изменение репертуара и общего стиля работы коллективов в направлении традиционных православных ценностей;
    • создание совместных концертных программ высокого художественного и воспитательного уровня;
    • организация православных праздников и мероприятий с участием лучших коллективов области.
    При поездках в районы области руководитель центра иерей Валерий Логачев и другие сотрудники бесплатно предоставляют учреждениям культуры и образования методические материалы православного содержания. Подготовлены или приобретены для распространения диски с методическими материалами и разработками, в том числе и на такие темы, актуальные для воспитания молодежи, как фильмы-беседы для старшеклассников: «Надо ли пробовать все» (о наркозависимости), «Начало» (о проблемах пола и целомудрии для подростков), «Истинная красота женщины», «Форпост» и многие другие (всего более 200 наименований лекций-бесед).
    
    Уважаемые члены Общественной палаты!
    Завершить разговор о методы и способы претворения в жизнь задач духовно-нравственного воспитания молодежи можно кратким описанием еще одного направления работы Церкви, это:
    Влияние на духовно-нравственную составляющую политики государства на всех уровнях, а именно:
    – влияние на ситуацию «сверху» – на уровне церковного Священноначалия и глав государства и правительства;
    – влияние на ситуацию «снизу» на уровне епархиальных архиереев, благочинных, настоятелей приходов, верующих прихожан и законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации, городов, районов, поселков.
    
    В подобной работе Церковь руководствуется также «Основами социальной концепции Русской Православной Церкви».
    В главе «Церковь и государство», в частности, отмечено:
    «Нельзя понимать принцип светскости государства как означающий радикальное вытеснение религии из всех сфер жизни народа, отстранение религиозных объединений от участия в решении общественно значимых задач, лишение их права давать оценку действиям властей. Этот принцип предполагает лишь известное разделение сфер компетенции Церкви и власти, невмешательство их во внутренние дела друг друга.
    Церковь не должна брать на себя функции, принадлежащие государству: противостояние греху путем насилия, использование мирских властных полномочий, принятие на себя функций государственной власти, предполагающих принуждение или ограничение. В то же время Церковь может обращаться к государственной власти с просьбой или призывом употребить власть в тех или иных случаях, однако право решения этого вопроса остается за государством.
    Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах».
    В главе «Церковь и политика», говорится:
    «Неучастие Церковной Полноты в политической борьбе, в деятельности политических партий и в предвыборных процессах не означает ее отказа от публичного выражения позиции по общественно значимым вопросам, от представления этой позиции перед лицом органов власти любой страны на любом уровне. Такая позиция выражается исключительно церковными Соборами, Священноначалием и уполномоченными им лицами.
    Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам сообща осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов».
    Именно на основе этих принципов и ведется работа как на высшем уровне – церковного Священноначалия и глав государства и правительства, так и на местах.
    Об этом свидетельствует и наше участие в работе Общественной палаты, и то достойное всякого поощрения и благодарности внимание, которое оказывает руководство области и ее губернатор Юрий Александрович Берг Православной Церкви.
    
    Остается пожелать только, чтобы у представителей всех уровней власти хватило мудрости воспользоваться всем предлагаемым Церковью опытом воспитательной работы, а у Церкви хватило бы сил вести эту работу в сложных современных условиях. Но, как мы говорили уже неоднократно – духовно-нравственным воспитанием молодежи не может и не должна заниматься одна только Церковь. Без участия, без соработничества в этом деле Церкви, государства и общества вряд ли что-то получится.
    
    Благодарю за внимание.

 
__________________________________________________________________________________________________

© 2010 "Общественная палата Оренбургской области".
Создание, продвижение и поддержка сайтов - ColorVision