Общественная палата Оренбургской области

         


НОВОСТИ



ПРЕСС-РЕЛИЗ

    Обсуждаем проект Федерального закона КАКОВ ВЕКТОР МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ?
    
    Общественная палата Оренбургской области 19 октября 2010 года на заседании Совета обсудила проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Этот документ затрагивает интересы каждого россиянина и от того, каким его примут в окончательном чтении, зависит будущее нашей страны. Потому обсуждение было предельно заинтересованным и критичным. Отмечалось, что рассматриваемый вариант по своей форме больше представляет концепцию, нежели законопроект. По мнению большинства участников заседания, его в таком виде принимать нельзя, поскольку проект требует кардинальной переработки. Самое главное – в нём нет системности, фундаментальности, практической направленности, не говоря уже о научной обоснованности. Свои предложения высказали все выступившие. Ниже публикуется краткое их изложение.
    Председатель региональной палаты Александр Костенюк, в частности, сказал, что обсуждается один из основных законов, от исполнения которого будет зависеть весь намеченный процесс модернизации страны. Ведь именно сфера образования открывает каждому жителю России дверь в будущее.
    «К сожалению, - подчеркнул Александр Григорьевич, - в представленном законопроекте нарушена внутренняя логика. К тому же, он довольно громоздкий – более 470 страниц текста, написанного сухим юридическим языком, - избыточно детализирован. Даже профессиональное сообщество ещё не готово к полноценному его восприятию. Не просчитан ожидаемый результат, то есть, пока непонятно, улучшится ли образовательный процесс, повысится ли качество обучения или нет.
    По нашему мнению, в предлагаемом законопроекте не совсем чётко отражено эксклюзивное образование для лиц с ограничениями по состоянию здоровья и электронно-дистанционное обучение. Слабо обозначена воспитательная роль семьи, внеурочная деятельность, хотя каждому из нас понятно, что без участия родителей, без патриотического воспитания молодёжи трудно достичь повышения гражданской активности общества. Поэтому, важнейшим является расширение возможностей участия родительской общественности в учебном процессе.
     Ничего нет в проекте и о школьных библиотеках, регламенте их работы. Не совсем верно, на наш взгляд, изложена позиция по дошкольному образованию. Не прописано положение о семейных, частных детских домах, детских садах, а ведь это уже реалии сегодняшнего дня и необходимо учитывать и определять их правовое положение.
     Исчезло понятие «социальная стипендия», урезаны льготы детям-сиротам, не чётко прописана организация питания школьников. По нашему мнению, в материалах проекта не просматривается главная цель закона. Наша палата неоднократно поднимала вопрос об оказании государством, а не субъектом федерации, социальной поддержки педагогическим работникам сельских школ в виде бесплатного предоставления услуг по отоплению и освещению. В новом законе есть возможность установить такое полномочие.
     Нет статьи и о финансовой составляющей для педагогов – о размере заработной платы, стипендий и т.д. Должно быть обозначено, что педагогическая деятельность оплачивается за счёт государства, а не за счёт родителей. Нужно резко поднять статус учителя, только в этом случае можно рассчитывать на развитие человеческого потенциала.
     Многие педагоги считают, что было бы целесообразным предусмотреть возможность создания принципиально новой системы государственной аккредитации и лицензирования.
     Как известно, с первого января 2011 года вступает в силу федеральный закон №83, в котором уже присутствуют некоторые разночтения с предлагаемым проектом закона, что может привести к конфликтной ситуации между бедными и богатыми слоями населения. Понятно, что не все смогут оплачивать предоставляемые услуги. И что дальше?
     Вячеслав Лабузов, министр образования Оренбургской области: «В законе предусмотрено, что будут дошкольные, общеобразовательные, профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего звена. Упраздняется начальная система профессионального образования. Считаем, что её надо сохранить.
    По другим позициям закона. Недостаточно детализированы положения, касающиеся вопросов обучения детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями, не прописаны виды учреждений для этих категорий детей; исключён конкурсный приём в учреждения среднего профессионального образования; снизился образовательный ценз к мастерам производственного обучения; не ясно, кто будет определять норматив финансирования дополнительного образования детей; каков механизм финансирования частных дошкольных организаций за счёт средств местного бюджета и частных образовательных организаций, предоставляющих общее образование за счёт средств бюджета субъектов РФ; кто будет определять механизм сетевого взаимодействия организаций.
    В соответствии с проектом подготовка кадров ограничивается проведением научных исследований, что сужает кругозор аспирантов и соискателей, которые ранее несли педагогическую нагрузку. Установлено, что индивидуальные планы и темы диссертаций могут определяться только научным руководителем. При этом не определена ответственность последнего за невыполнение учебных планов. Отсутствует разграничение таких понятий как аспирант и адъюнкт.
    Конечно, менять действующее законодательство надо. Но рассматривать законопроект возможно только после утверждения федеральных государственных стандартов.
    Владимир Миркитанов, заместитель председателя Общественной палаты: « Я бы хотел шире посмотреть на предлагаемый проект Закона «Об образовании в РФ» с учётом уже принятого Федерального Закона №83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных ) учреждений» от 08.05.2010 года. Мы о нём говорили на прошлом пленарном заседании палаты, когда обсуждали качество медицинского обслуживания населения. В такой же степени он относится и к образованию. Отчетливо прослеживается одна сторона - коммерческая. По 83-му федеральному закону будет три типа учреждений: автономные, бюджетные и казенные. По предусмотренной схеме государство будет финансировать госзаказ. Но что войдёт в него до сих пор чётко не определено. Очень может быть, что мы будем учить детей бесплатно лишь арифметике и грамматике. А дальше всё платно. Вместе с тем, по Конституции РФ, как известно, каждый гражданин имеет право на бесплатное образование.
    Бюджетным организациям федеральным законом №83 предписано зарабатывать деньги, в т.ч. и сдавать площади бизнес-структурам. Каким? Можно представить какое соседство могут получить школы. Особую тревогу у экспертов вызывает возможность приводить муниципальные учреждения в т.ч. школы к банкротству. Уже сейчас, когда закон еще не вступил в силу, мы имеем проблемы с малокомплектными школами. И называется это нейтральным словом «оптимизация».
    По новому закону 83-му ФЗ всё сводится к оказанию услуг. Разве наша школа это только предоставление образовательных услуг? Разве это не та система, которая воспитывает человека, гражданина, патриота?!»
    Михаил Полшков, директора Оренбургского института (филиала) ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина: «О финансовой составляющей. Подушевое финансирование для высшего образования - неприемлемый вариант. В школах, например, 100 процентов учащихся пришло, 90 процентов окончили. В вузах есть значительный отсев. Кроме того, периферийные вузы будут зависеть не только от количества студентов, но и от результатов ЕГЭ. Это и отток преподавателей, и другие негативные последствия.
    Не вижу трагедии в отсутствии начального профессионального образования, так как оно переходит на более высокий уровень. К высшей школе отнесены колледжи. Население пока слабо себе представляет кто такой бакалавр. Из числа образовательных учреждений исключены академии. Значительно ограничены возможности института – он не может иметь аспирантуру. Но вуз, не занимающийся наукой, это ремесленное училище. Нет в Законе норм, способствующих повышению квалификации образования».
    Станислав Статинов, директор Кутушинской средней школы Курманаевского района: «В Законе всё направлено на образование, но нет места принципам воспитательного процесса – необходимо детализировать.
    Должна быть программа по замене автобусов для перевозки детей, за счёт средств государства.
    Ст.50 п.13 - как директору управлять, если преподаватель свободен в своей профессиональной деятельности.
    По формам учреждений. Автономные могут рассчитывать на 25 процентов бюджетных средств. Где школе, в частности, нашей заработать 750 тысяч рублей (годовое финансирование - 3 млн.руб). Считаю, что надо включить пункт: «Органы местного самоуправления сами выбирают форму учреждения». Следует добавить вопрос о семейном воспитании.
    Нельзя вводить итоговую аттестацию для дошкольников, пятидневную систему обучения в школе (как при ней не уменьшить объём и выдержать САНпиН). И ещё. Дополнительное образование должно быть бесплатным. Нужны субвенции на повышение квалификации – бюджет школы не позволяет финансировать его».
    Алексей Гутарев, председатель Оренбургской областной общественной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ: «В статье 50 проекта Закона права и свободы педагогических работников, гарантии и меры социальной поддержки выглядят, как намерения и не прописаны механизмы реализации этих прав, финансовые источники, ответственность за их нарушение.
    В последнее время появилось мнение: что школа должна научить ребёнка, как стать успешным в жизни. По большому счёту авторы этого тезиса вряд ли задумывается над тем, как реально это сделать и что конкретно значит быть успешным. Успешных выпускников могут готовить только успешный учитель и успешная школа по индивидуальным образовательным направлениям. Но в последнее время нет ни методик, ни кадров, ни финансов для этого. Прежде чем говорить об успешности ученика, надо сделать так, чтобы учитель чувствовал себя успешным в этой жизни и чтобы школа, в которой он работает, тоже была успешной.
    Школы обзавелись компьютерами, но гуманитарные предметы, дающие простор для разговора о том, что такое добро и зло, не преподают. С помощью ЕГЭ школы выпускают людей, лишенных каких-либо нравственных заповедей. Мы хотим вырастить патриотов? Но патриотизм воспитывается любовью к отечественной истории, родной природе, прививается стихами, музыкой, песнями. Это всё изъято из программы школьного воспитания. Нет этого и вузах.
    Писатель Даниил Гранин отметил, что «нравственный климат в стране невыносим. На протяжении моей жизни, даже в любые годы советской власти, такого массового падения порядочности и такой повальной бессовестности не было». И очень тревожно, что в проекте нового закона об образовании практически отсутствует роль трудового обучения и воспитания. Но, хочется надеяться, что всенародное обсуждение этого архиважного для России документа даст возможность получить нормативный акт, который станет качественно не только регулировать общественные отношения в сфере образования, но и будет направлен на развитие её системы в долгосрочной перспективе».
    Владимир Афанасьев, заведующий кафедрой статистики и эконометрики Оренбургского государственного университета: «Министерство образования требует от школ повышения результатов ЕГЭ. В школах финансирование будет связано с этими результатами – чем они выше, тем больше объём финансовых вливаний. Это ни что иное как показуха, потеря качества.
    Следующий момент, на который обратить внимание - повышение квалификации. В проекте на этот счёт не говорится об источниках финансирования. А ведь повышение квалификации - это продолжение образования и его необходимо проводить централизованно на средства федерального бюджета по утвержденным планам. Любая рыночная экономика основывается на знаниях, образовании. И повышение квалификации должно проходить через структуры министерства образования, а не через Министерство труда, Министерства экономики и т.д. Закон громоздкий и в таком виде не имеет права на жизнь. Его надо перерабатывать».
     На заседании Совета также выступили председатель комитета палаты по делам молодёжи, спорта и патриотического воспитания Сергей Попцов, руководитель постоянно действующей рабочей группы Общественной палаты по экспертизе и законотворчеству Леонид Мелких, помощник члена Общественной палаты Юрий Брудастов.
    Обсудив проект Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Совет Общественной палаты отметил его особую важность и решил предложить Общественной палате Российской Федерации войти с предложением в Правительство и Федеральное Собрание РФ, не принимать предложенный вариант законопроекта, а доработать его с учетом поступивших от субъектов предложений.
     Для включения в проект нового базового федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Совет Общественной палаты кроме уже названного направил следующие предложения:
    - дополнить статью № 1 «Сфера действия настоящего Федерального закона», проекта федерального закона «Об образовании в РФ» в соответствии со статьей 43 Конституции РФ: «… гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях»;
    - закрепить в законе правовые условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования;
    - отнести к полномочиям государства оказание социальной поддержки педагогическим работникам сельских школ по бесплатному предоставлению услуг по отоплению и освещению;
    - обеспечить равные условия функционирования образовательных организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, закрепляющий равный доступ негосударственных образовательных организаций на рынок образовательных услуг;
    - предусмотреть изменение системы государственной аккредитации и лицензирования образовательных организаций с учетом международного опыта;
    - сохранить в качестве уровня образования начальное профессиональное образование, как одну из составляющих базиса экономики страны;
    - более чётко отразить эксклюзивное образование для лиц с ограничениями по состоянию здоровья и электронно-дистанционное обучение.
    Кроме того, в целях общественного обсуждения проекта федерального закона на различных общественных площадках Законодательному Собранию, Правительству Оренбургской области рекомендовано обсудить указанный проект федерального закона в рамках пленарного заседания Законодательного Собрания и проводимых Дней информации. Также принята рекомендация к органам местного самоуправления об организации ими обсуждения проекта федерального закона с участием родительской и педагогической общественности. А средствам массовой информации предложено предоставлять для населения более широкую информацию о ходе обсуждения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 
__________________________________________________________________________________________________

© 2010 "Общественная палата Оренбургской области".
Создание, продвижение и поддержка сайтов - ColorVision